Изготовление фигурок из дерева допустимо практически из любого типа древесины: Мастер использует полный спектр природного материала: груша, орех, ясень, шелковица и многие другие. Каждое дерево имеет свои особенности по внешнему виду и способам обработки, а получающиеся из них фигурки различаются не только цветом и текстурой, но и собственным характером, и динамикой.
Отличия древесины для изделий ручной работы
Для резчиков по дереву мало в качестве материала получить хорошо просушенную, не имеющую гнилостных дефектов, сколов или трещин, повреждений от насекомых древесину. Различия между сортами значительно глубже и тоньше:
Мягкость древесной породы ведет к особенностям обработки. К мягким типам относятся ольха и осина, кедр и орех, липа и яблоня. Ореховые статуэтки (в качестве примера приведем работу «На страже») особенно выразительны и динамичны.
Породы, «тяжелые» по весу с высокой плотностью древесины не очень удобны для обработки, но зато очень прочны и декоративны. К таким породам относится дуб – в галерее сайта приведено несколько работ из этой непростой породы дерева – «Гладиатор», «Старик» и другие.
Деревянные скульптуры с мелкими деталями выполняются из древесины плотной структуры устойчивой к сколам. Именно таков клен – природная красота этого дерева не требует дополнительной окраски фигурок, выделяются лишь акценты.
Вишня дает неповторимые благородные оттенки на готовом изделии.
Хвойные породы деревьев непросты в работе: при своей красоте рисунка сосна склонна к сколам, а ель плохо поддается резке. Часто в своих работах Мастер использует корень можжевельника – его красивая текстура хорошо обрабатывается и полируется.
Лиственные породы для деревянной скульптуры очень востребованы. Кроме уже упомянутых дуба и клена Мастер использует в своих работах использует:
• светлый и вязкий ясень, устойчивый к растрескиванию;
• интересный своей рябоватостью вяз, близкий по характеристикам обработки, твердости и прочим свойствам к дубу;
• платан (чинара) с великолепной текстурой при косом направлении обработки – «Виктория», «Лада», «Поклонница Омара Хайяма»;
• каштан подразделяется на мягкий и равноплотностный съедобный, с которым можно работать по всем направлениям, и конский – высокой прочности и равномерного сероватого окраса;
• тополь при сушке практически не трескается и не усыхает, отлично поддается резке и последующей обработке.
Целая категория изделий выполняется из акации и шелковицы. Мастер предпочитает акацию за красивый внешний вид готовой фигурки, кроме того, акация прочна и хорошо полируется, хотя и склонна к хрупкости. Шелковица (тутовое дерево) тяжела для обработки – быстро тупит инструмент, но хорошо полируется. При обилии солнечного света эта древесина быстро темнеет.
Фруктовые деревья (груша, черешня, алыча) являются прекрасным поделочным материалом для самых различных по тематике деревянных статуэток. Обычно это очень твердая, мелко текстурная слоистая древесина великолепных оттенков – в сердцевинах цвет бывает и бело-розовый, и фиолетовый, и даже черно-синий. Она отлично полируется, а, например, груша при сушке мало коробится и растрескивается, великолепно окрашивается.
При выборе липы и тополя, а также хвойных пород берутся относительно прямолинейные заготовки – это существенно упрощает работу и делает готовое изделие привлекательным.
Независимо от выбранного для работы дерева законченный вид фигурки приобретут лишь после соответствующей обработки. Необработанная древесная поверхность отличается от обработанной (покрытой лаком или отполированной) более светлым и тусклым цветом, незначительно выраженным текстурным рисунком. Все без исключения изделия Мастера по дереву покрываются лаком – это делает уход за ними простым и нетрудоемким, статуэтки длительное время не теряют привлекательного внешнего вида, поскольку надежно защищены от пыли, грязи, влаги, насекомых.
Конечно, характеристики древесины меняются в зависимости от возраста дерева, места произрастания и условий произрастания – в различных регионах древесина одного и того же типа может существенно различаться. От выбора древесины зависит и конечная цена изделия, а также срок его изготовления и обработки – более «капризные» и сложные статуэтки требуют больше внимания и профессионализма мастера.